О, Байкал! Ты — мир! О грандиозном путешествии к чуду света… Часть 2. КБЖД.
229230
46

Ширина ленты:

День четвертый. Кругобайкальская железная дорога.


Проснулись мы рано. Всю ночь было дико холодно от чего-то, не спалось, я так вообще проворочалась все оставшиеся 5 часов сна, без единой мысли на сон. Видимо вчерашний подъем в 12.00 дня дал о себе знать, организм не успел устать за день и только мерз. Вещи наши продолжали сушиться на полу, на греющем спасительном ковре. О спасибо, Лилии за него. Мы встали, собрались, позавтракали, согрелись наконец, одев на себя все теплые вещи. Осмотрев еще раз весь домик, мы попрощались с этим уютным местом. Сегодня у нас путевой день, мы совместили экскурсию с транспортным переездом в Иркутск.

В 9.24 утра от вокзала Слюдянки нас забирал кругобайкальский экспресс — специально оборудованный чудо-поезд, который идет 6 часов до станции «Порт Байкал», а оттуда переправа на пароме до Листвянки и автобусом до Иркутска. При этом в пути ожидалось несколько остановок и экскурсионное сопровождение. Вообще, есть еще вариант поехать на «Мотане» — местной электричке, которая проходит по тем же местам, но в своем штатном расписании и местные даже говорят, что там тоже обо всем рассказывают и ты можешь выйти на любой станции, погулять и дождаться следующей по расписанию электрички и поехать, либо пешком по шпалам прогуляться.

О, Байкал! Ты — мир! О грандиозном путешествии к чуду света… Часть 2. КБЖД.
О, Байкал! Ты — мир! О грандиозном путешествии к чуду света… Часть 2. КБЖД.

Сам КБ экспресс удовольствие не дешевое. Бронировали места мы заранее, хотела я это сделать в начале года, но народ в России все-таки не привык работать оперативно и постоянно, поэтому только к марту мне сообщили, какое расписание будет летом и позволили оплатить и забронировать места. Пришлось в итоге, на страх и риск (вдруг измениться расписание) бронировать БО на Ольхоне и в Слюдянке, чтобы цены на них не поднялись. Но по итогу, расписание не изменилось по сравнению с прошлым годом. У кругобайкалки есть официальный сайт, через который я бронировала места (скорей всего мы были самыми первыми, но у нас это был не просто день экскурсий, а связующий путь из одного места в другой, поэтому так был важен день):

Официальный сайт КБЖД

Здесь же и расписание парома, Мотани, самого экспресса, историческая справка и много полезной информации, которая возможно может пригодится в следующий раз. В первый раз меня больше ничего не интересовало, хотелось проехаться именно на кругобайкальском экспрессе, потому что у нас всего сутки на переезд, мы мало чего знаем, а здесь вроде заплатил деньги и забыл о том, как и куда добираться: просто слушаешь, наслаждаешься видами в комфортных вагонах и точно знаешь, что прибудешь в Иркутск в этот же вечер.

По сути цена у него очень завышена, но все-таки не пожалели, что поехали на нем. Минусы: не видишь мостов, акведуков, подпорных стен и тоннелей, то есть те фотографии, на которых с высоты птичьего полета снята жд дорога и все сооружения на ней и поезда на пути — в реальности, в вагоне поезда все это не видно. Открывается только потрясающий вид на Байкал и на проезжающие поселения. Так же, было две остановки в пути, когда мы выходили и осматривали прилегающую территорию, подышали немного. Все остальное ты пытаешься усмотреть через окно в поезде, но это сложно, хоть дорога и с поворотами, но плохо видны все достопримечательности и инженерные сооружения, о которых вещает экскурсовод. В этом плане скорей всего была бы хороша «Мотаня» и возможность пешком пройти по КБЖД, можно было остановиться, где угодно, осмотреть все, сфотографироваться и детально рассмотреть все достопримечательности. Но для первого раза и впечатления вполне достаточно. Еще нам очень повезло с вагоном, у нас было мало галдящих китайцев и не воняло едой, подобрались какие-то люди, которые не решали заварить ролтон или порезать сырокопченую колбасу или попить пиво с омулем, как было в соседних вагонах. В некоторых даже окна не открывались, а там китайцы со своей национальной вонючей едой. Мы просто прошли вагонов 6 для выхода на первой остановке и каждый вагон поражал свои «амбре». Вот уж интересно, сколько люди заплатили, столько же? За такие условия-то, нам-то повезло тогда.

В течение всей дороги с нами разговаривала либо экскурсовод (слышимость была хорошая), либо нам показывали фильмы о строительстве КБЖД, о флоре и фауне Байкала. Посмотрев на нерп в домашних условиях, поняли, что нам их очень жалко и даже не хочется смотреть на их мучения в Нерпинарии, кажется, что это издевательство. Понравился мультик про соболюшку.
Итак, мы на вокзале Слюдянка II. Внутри вокзала все очень чисто и ново. Пришли рано, успели мороженное купить, почитать путеводитель. Поезд выглядит, как обычный поезд дальнего следования. С нами с платформы садились тоже несколько туристов. Стоянка поезда минут 10. И вот мы тронулись и пошел рассказ экскурсовода.

О, Байкал! Ты — мир! О грандиозном путешествии к чуду света… Часть 2. КБЖД.
О, Байкал! Ты — мир! О грандиозном путешествии к чуду света… Часть 2. КБЖД.

И вот расступаются горы,
Уходят гряда за грядой,
Зелёный глазок семафора —
Над синей Байкальской водой.
Дежурный, давай отправление!
Пусть ветер свистит и поёт —
Нам по сердцу скорость движенья,
Сквозного движения вперёд.

Юрий Левитанский

О, Байкал! Ты — мир! О грандиозном путешествии к чуду света… Часть 2. КБЖД.
О, Байкал! Ты — мир! О грандиозном путешествии к чуду света… Часть 2. КБЖД.

85 км по Кругобайкалке. Это расстояние от Слюдянки II до Порта Байкал. 6 часов в пути. 2 остановки.

По истине, Золотая пряжка России.

Справка:

«Если в среднем стоимость одного километра Транссибирской магистрали от Челябинска до Владивостока составляла 93 тыс. руб., то стоимость одного километра Кругобайкальской железной дороги — около 130 тыс. руб.
Название Золотой пряжки закрепилось за КБЖД еще и благодаря уникальному, не имеющему аналогов в России и во всем мире облику, сочетающему в себе архитектурный комплекс и береговой ландшафт озера.
На этом участке было построено 424 инженерных сооружения, в том числе 39 тоннелей общей
протяженностью 8994 м. Самые протяженные: Каторжный — 538 м, Хабартуй — 548 м и Половинный —
778,4 м. В обвалоопасных местах было построено 14 км подпорных стенок, 47 каменных и 3 железных галереи. По насыщенности инженерными сооружениями КБЖД не имеет равных в России и занимает одно из первых мест в мире. Тоннели и каменные галереи КБЖД уникальны тем, что они строились по нетиповым проектам и не были перестроены в последующие годы, сохранив первоначальный замысел архитекторов и инженеров начала XX века.»

О, Байкал! Ты — мир! О грандиозном путешествии к чуду света… Часть 2. КБЖД.
О, Байкал! Ты — мир! О грандиозном путешествии к чуду света… Часть 2. КБЖД.

85 км — построено за 2,5 года. В строительстве дороги было занято много итальянских рабочих, у которых наши перенимали опыт работы с камнем, учились побивать тоннели, так же работали китайцы, турки, греки, черногорцы. Для трудоемких работ привлекали ссыльных Александровской каторжной тюрьмы. Платой для них было сокращение тюремного срока.
Строители работали вручную: кирка, лопата, лом, инструмент для обработки камня. Редко использовались немецкие электро-пнемно-перфораторы — передовая техника того времени. Вскоре отказались от них, так как те быстро ломались, не выдерживали наши породы и были сами очень тяжёлые.

О, Байкал! Ты — мир! О грандиозном путешествии к чуду света… Часть 2. КБЖД.
О, Байкал! Ты — мир! О грандиозном путешествии к чуду света… Часть 2. КБЖД.

Нам рассказали о Михаиле Ивановиче Хилкове, бюст которого стоит напротив здания вокзала, о самом этом здании и о Слюдянке. Минут через 10 перед нами уже открылся вид на Байкал. Мы проезжали Култук.

Дальше пойдет информация, которую я успевала записать за рассказом экскурсовода.

Култук — птичий перекрёсток, находится до 400 видов птиц. Здесь же жили сосланные поляки. Они здесь не только отбывали ссылку, но и работали, изучали флору и фауну (как уже известный нам Черсский). На Байкале впервые было описано северное сияние, здесь зародилась сейсмология, проходили экспедиции Преживальского, производили промеры глубин озера, и др. Так же Култук славится своим хлебом. Здесь же была фабрика по обработке нефрита и лазурита. Маленький кусочек лазурита нам подарил Игорь, когда мы поднимались на пик Черского, так что в кармане у нас была частичка богатства, которым славился Байкал. Хоть я вообще «темный лес» в археологии, природных ископаемых и природе в целом.

Через Хамар-Дабанский тракт шла торговля чаем.
На Шаманском мысе (местной достопримечательности) была сделана выемка для начала прокладки железной дороги. Отсюда начинается отсчет протяженности Байкала на север — 630 км.

О, Байкал! Ты — мир! О грандиозном путешествии к чуду света… Часть 2. КБЖД.
О, Байкал! Ты — мир! О грандиозном путешествии к чуду света… Часть 2. КБЖД.

Неподалеку в 1643 год Курбат Иванов с сопровождением казаков в районе Малого моря вышли на Байкал — это первые русские открывшие озеро.

Байкальский модерн:

О, Байкал! Ты — мир! О грандиозном путешествии к чуду света… Часть 2. КБЖД.
О, Байкал! Ты — мир! О грандиозном путешествии к чуду света… Часть 2. КБЖД.

В далеком прошлом народы, населяющие берега Байкала, каждый по-своему именовали озеро. Китайцы в древних хрониках именовали его «Тенгис», «Тенгис-далай», бурят-монголы — «Байгаал-далай» — «большой водоем».Наиболее распространена версия, что «Байкал» — слово тюркоязычное, происходит от «бай» — богатый, «куль» — озеро, что значит «богатое озеро».

Нам рассказали интересную легенду о происхождении озера Байкал. Она запечетлена на протяжении всего видео этого дня:

О, Байкал! Ты — мир! О грандиозном путешествии к чуду света… Часть 2. КБЖД.
О, Байкал! Ты — мир! О грандиозном путешествии к чуду света… Часть 2. КБЖД.

Продолжение байкальского модерна. На всем протяжении дороги есть многочисленные хостелы, БО и домики местных жителей, где спокойно можно обосноваться. Думаю для ночевки при пешем освоении КБЖД самое оно. А таких туристов в сезон думаю не мало.

О, Байкал! Ты — мир! О грандиозном путешествии к чуду света… Часть 2. КБЖД.
О, Байкал! Ты — мир! О грандиозном путешествии к чуду света… Часть 2. КБЖД.
О, Байкал! Ты — мир! О грандиозном путешествии к чуду света… Часть 2. КБЖД.
О, Байкал! Ты — мир! О грандиозном путешествии к чуду света… Часть 2. КБЖД.

Те самые подпорные галереи.

Первая наша остановка «Керкерей».

Наш экскурсовод рассказывает историю этого места. Некоторые интересные факты удалось записать и запомнить.

Ручей Керкерей здесь заключен в единственный железобетонный акведук, по которому вода сбрасывается в Байкал.

Тоннель Керкерей (слева) — здесь была произведена стыковка великого северного пути. Из-за русско-японской войны необходимо было быстро сдавать дорогу, для этого был пробит временный тоннель с одним путем. Позже был достроенен тоннель справа. Оба выполнены в разной технике. Украшение тоннеля — циклопическая кладка. Искусством такой кладки обладали албанцы.

1904 год — прошел уже первый санитарный поезд, везший раненых с русско-японской войны.

Для пробивки тоннелей использовалась взрывчатка. Внутри могла остаться не обработанная порода, не выбитая — так называеме «банкеты». Можно увидеть на видео выше.

Это место, где на узкой полоске Байкальского побережья удивительным образом слились воедино каменная кладка порталов тоннелей и подпорных стенок с колоритными не повторяющимися скалами.

Здесь не видно, но внизу находится подпорная стенка «Итальянская». Строилась без раствора, кладка велась насухо. Такое название она получила из-за того, что ее арки очень напоминают итальянскую архитектуру. Проект стены разрабатывал итальянец Феррари. Ее построили для того, чтобы защитить дорогу от камнепада.

Возвращаемся назад, на свои места, мимо вонючих китайцев…

Станция Маритуй (с бурятского «всадник»). Когда-то у начальника станции убили сына и он в память о нем построил дом с окном- сердцем.

Развлекаемся, пока едем до следующей остановки. Сквозь стихию…

Самая длинная стоянка в пути на станции Половинная. Здесь находится одноименная падь Половинная. Живописная долина реки Половинная расположена между мысом Половинный и Чайкиным утесом.

Чайкин утёс назван так, потому что на нем всегда гнездовались чайки.
В долине крупной реки Половинной находится тихий посёлок железнодорожников.
Поезд остановился прямо перед порталом самого длинного на КБЖД совершенно прямого тоннеля (тоннель N12, «Половинный») протяжённостью 778, 4 м.

Неподалеку тоннель N13. Это наоборот, самый короткий тоннель на участке, всего 29,8 м. Он проходит под Чайкиным утёсом, на крутых склонах которого расположился птичий базар.

Фото с машинистом, который сам пригласил нас в кабину.

Отличное место для расстяжки.

Наш совершенно обычный поезд дальнего следования именуемый Кругобайкальским эспрессом.

Нам дали час на отдых и освоение пространства. Мы сразу же побежали приветствовать Байкал, спустя три дня — это первый выход к нему и первое прикосновение. Холодный, но прозрачный и вдохновляющий. Купив у местных ребят пирожки с капустой и чай с чабрецом, мы устроились на бревне с видом на Байкал. Это был самый вкусный перекус — самый вкусный настоящий чай и свежайший пирожок. Это место настраивало и расслабляло.

Ну и конечно же фотосессия на берегу Байкала, как же без этого?

На наше счастье все остальные путешественники обосновались на другой стороне, поэтому ни души на фоне.

Час прошел быстро. И мы снова в пути. По дороге проезжали несколько станций, на которых не останавливались, но остались некоторые записи о них.

Прям на берегу Байкала обосновалась Астро физическая лаборатория. Там ученые изучают нейтрины и мионы — посланцы космоса, самые маленькие частицы вселенной, несут в себе информацию о тех процессах, которые происходят в нашей галактике, их масса стремится к нулю! Регистрируют их со специальными приборами, находящимися астро-физической лабаратории.

Посёлок Шумиха. Здесь на небольшом отрезке сгруппирован целый ряд достопримечательностей — Шумихинский мыс с живописной бухтой, долина рек Большая и Малая Шумиха, протяжённый тоннель, две галереи, парные металлический мост и железобетонный виадук, а кроме этого — несколько итальянских подпорных стенок.

Станция Уланова. Известна тем, что в кирпичном здании недалеко от станции стояла паровая машина Шухова и закачивала воду на водокачку для паровозов.

А тем временем, за окном безмятежность:

ПроезжалимМыс Каторжанка. Каторжники коротали свой срок на исправительных работах. 8 месяцев работ на Байкале — равно годовому сроку заключения.

Оставалось около часа до конца нашего путешествия по кругобайкалке. Мы подъезжали к конечной станции «Порт Байкал». Нам объявилис, что уровень реки в Ангаре поднялся и поэтому нас повезут на теплоходе «Баргузин» до причала «Ракета», раздали специальные от руки написанные билетики. Мы очень порадовались, потому что хотели и по Ангаре прокатиться, но стоило это дорого, и на автобусе не хотелось ехать, чего мы и избежали. Еще один плюс, о котором сказала Юлек, что мы не могли предполагать и подумать о том, что Ангара может помешать переправиться на тот берег и что переправу закроют, поэтому, если бы мы ехали своим ходом на Мотане, то не известно, как бы мы потом добрались до Иркутска и сколько бы потратили денег и сил. А здесь о нас позаботились. Вселенная располагает и ведет своим путем, мы только принимаем и делаем тот или иной выбор изначально. Выбор был верный, за что нас вознаградили поездкой на теплоходе по Ангаре.

Вернемся к зданию станции, оно очень красивое и его удалось восстановить в первоначальном виде к 100 летию КБЖД. Больший восторг вызывает все-таки здание вокзала Слюдянки. Это выглядит не настоящим.

Встретили нас с русскими песнями и плясками, для китайцев видимо старались. Мы постояли, понаслаждались и потом еще около часа ждали нашего теплохода, как я поняла было много групп, которые из-за неожиданного поднятия уровня воды тоже необходимо было отправить куда-то, поэтому ожидание затянулось. Вот бывает же — погода! Вчера видимо и здесь весь день шел дождь.

Живут же люди в русских селеньях.

И вот наш «Баргузин». Засаживали по билетам. И здесь мы встретили супер убитого водкой русо-туристо, его положили в носу теплохода, он быстро там заснул и слава богу спокойно доехал до причала.

Мы заранее вызвали такси. Здесь с ними тоже отельная история, не понятная система: с тобой разговаривает автоответчик и информирует о приезде машины. Но по первому телефону мы так и не дождались такси, так и не поняли во сколько и кто должен заехать за нами и куда. Вызвали со второго адреса. Очень интересно, что они говорят приблизительную стоимость проезда. Подъехал наш седан, не помню марку и модель. Мы сели, первый вопрос сразу насторожил: «А вы знаете, куда ехать?», так думаю, что за проверка, ответила я не уверено, что якобы не знаем, но есть навигатор. Но все равно он повез нас будто бы по маршруту, который занимал больше времени, все ждала, какую цену озвучит, получилось на 20 р. дороже, но все равно не приятно, мы как раз ехали на 15 минут дольше. Мутный тип, не приятный. Но хоть довез нас до нашего хостела. Как хотелось уже избавиться от сумок и поесть.

С первого взгляда, хостел очень приятный и уютный. Нас встретил Илья, который тут же выпалил: «Ах, вот как выглядят люди, забронировавшие все номера в хостеле?». О, да! Сутки назад я звонила для того, чтобы уточнить про наши номера и девушка мне рассказала, что на мое имя забронированы все номера. Оказывается в Москве, каким-то образом мы так сделали, система Букинга в тот момент очень плохо работала и видимо мы правда могли нажать на бронь всех номеров. Что очень смешно было. И слава богу с нас не взяли лишнюю плату и просто посмеялись над этим, потому что по сути на эту ночь мы сделали для них простой. А Илья взял с нас деньги за самый дешевый номер, где душ общий, а поселил в крутой трех-местный номер, где душ в номере. И мы были одни во всем хостеле, это я потом осознала почему… Надо же так — мир не без добрых людей.

Так же он нам рассказал, куда можно поехать в Иркутске, настоятельно рекомендовал с бубром местным сфотографироваться. Но нам не хотелось никуда ехать и мы отыскали неподалеку заведения, куда бы хотелось пойти покушать. Один йоговское кафе было закрыто уже, а мы около 20.00 вечера были в городе. Нашли паб «Амстел», сначала побоялись, что это адская пивная, но он оказался очень хорошим — приятный по атмосфере, вкусный по кухне и бармен нам замутил «Белый русский», которого не было в меню. Было мало народа и лапша с курицей и десерт пошли на ура. Мы чувствовали, как круто все-таки находиться в цивилизации и наслаждались всем. Оставили даже положительный отзыв. Еще волновал вопрос местной настойки, о которой мне еще рассказал Василий, что обязательно нужно попробовать. Но бармен не знал о ней ничего, мы еще в хостеле озадачили Илью этим вопросом, но он пожал плечами.

Обратно зашли затарились продуктами на утро и в дорогу. И каков же был наш восторг, когда Илья встретил нас рассказами о местных обычаях и вспомнил, как называется местный напиток «Тарасун», сказал, что можно точно узнать в интернете, потому что подробностей он не помнит, только приблизительно. Так же вызвал нам такси на завтра дешевое. Посмеялся над тем, что нас еще не обманули с такси, а вот китайцев везут за 1500-2000 р., наживаются, а те соглашаются, не зная местных цен. Ох уж эти люди. В общем, хостел потрясающий, нашли ответы на все вопросы и еще разрешили пользоваться стиральной и сушильной машиной. Мы еще и глобальную стирку затеяли и потом нас поглотил интернет, потому что wi-fi здесь был хорош.

Особый восторг — брелки к ключам.

Сайт у них тоже очень милый, оставлю здесь, вдруг пригодится: «Добрый кот»

День заканчивался. Мы сидели на кухне с открытой лоджией со сплошным остеклением, пили чай с нектаринами и постили наши впечатления, читали об обычаях и готовились к завтрашнему путешествию на Ольхон. Чистые, постиранные, вымытые, отдохнувшие. Цивилизация — это благо. Такие мини-передышки нужны на отдыхе с дикой природой. У нас они получились очень во время.

Обсуждение фотографии
Ольга Филатова
Мрачное местечко. Никому не напоминает кадр фильма ужасов?
16 августа 2016 в 20:28

Елена Киселева
Ольга, Да, есть такое)
18 августа 2016 в 10:18
1

Обсуждение фотографии
Ольга Филатова
Много там туристов ?
16 августа 2016 в 20:29

Елена Киселева
Ольга, На поезде? Весь заполнен был, в основном китайцами, корейцами)
18 августа 2016 в 10:19

Обсуждение фотографии
Мария Васильева
Ого, как там уютно у вас)))
17 августа 2016 в 01:24

Елена Киселева
Мария , Да, довольно приятно было) Правда с кондиционированием беда)
18 августа 2016 в 10:19

Александр Петрушин
А вот зря они так, отсутствие кондиционера в таких поездках может неблагоприятно сказаться на настроении путешественников...
03 января 2023 в 07:50

Обсуждение фотографии
Мария Васильева
Милый домик, а что там по ценам?
17 августа 2016 в 01:24

Елена Киселева
Мария , Именно здесь даже не интересовалась. мы проездом были тут. Останавливались в Слюдянке и потом через Иркутск на Ольхон. Но думаю цены здесь задраны.
18 августа 2016 в 10:20

Тимофей Катаев
Да действительно Байкальский модерн.Но зато природа отличная!
21 августа 2016 в 22:07
1

Обсуждение фотографии
Мария Васильева
Классная фотография) Но смотрю с погодой вам не очень повезло?
17 августа 2016 в 01:25

Елена Киселева
Мария , Пасмурно было, прохладно, но без дождя)) все равно романтика)
18 августа 2016 в 10:21

Тимофей Катаев
Белеет парус одинокий!
21 августа 2016 в 22:08

Обсуждение фотографии
Алсу Галиева
Понравилась вам экскурсия?
17 августа 2016 в 01:28

Елена Киселева
Алсу, Да, интересно она рассказывает и главное на все вопросы отвечает тоже подробно)
18 августа 2016 в 10:22

Алсу Галиева
Чудесный альбом, спасибо)
17 августа 2016 в 01:28

Елена Киселева
Алсу, Вам спасибо)
18 августа 2016 в 10:22

Обсуждение фотографии
Тимофей Катаев
Хотелось бы узнать длину этого тоннеля?
21 августа 2016 в 22:13

Елена Киселева
Тимофей, Думаю в интернете можно найти информацию) Я не измеряла сама, по длинам нам не раскладывали каждый тоннель)
26 августа 2016 в 10:40
1

Заходи к нам через соцсеть
и получай больше информации,
лайфхаков и общения!